Чудо церковной истории
В каждом из нас есть чувство, что все хорошее в нашей жизни - любимая нами семья, близкие друзья, все успешное и талантливое , все что нас воодушевляет и делает жизнь прекрасной, - все это должно продолжаться как можно дольше, а лучше - оставаться навсегда.
Напротив, все невзгоды, потрясения и потери должны проходить как можно скорей, и лучше бы их не было вовсе. Когда нам особенно хорошо, мы хотим, чтобы время остановилось. Откуда в нас такое чувство, точнее даже уверенность в том , что все отрадное должно быть постоянным, а печальное временным и скоропреходящим?
Источник этого чувства - наша духовная память о райском блаженстве, внутреннее знание о том, что человек создан для счастья , а не для страданий. Чтобы открыть нам эту истину сам Бог , Господь наш Иисус Христос , сошел на землю ; чтобы постоянно напоминать нам об этой истине, Христос Спаситель устроил на земле Свою Церковь.
Поэтому новозаветные заповеди начинаются со слова "Блаженны...", и напоминание о них мы слышим на каждой литургии : блаженны кающиеся, кроткие, блаженны чистые сердцем, ищущие правды...
Нам всегда интересно узнать о каком-то Божием чуде, не случайно в прежние времена в русских семьях заведено было чтение житий святых . И сейчас этот добрый обычай встречается в православных монастырях. ОДНО ИЗ САМЫХ УДИВИТЕЛЬНЫХ БОЖЬИХ ЧУДЕС - это жизнь и история самой Церкви Христовой на земле. Действительно, как Церковь любящих , кротких, ищущих правды Божией, в этом мире конфликтов , корысти и обмана, смогла дойти до наших дней ? Как она останется непобедимой до конца времен, по слову Господа : "Создам Церковь Мою и врата ада Ее не одолеют "?
Давайте попробуем на нескольких примерах посмотреть на Церковь через окно истории. Попутешествуем во времени. Вот первые три века. Рождение и первые шаги Церкви по историческому пути. Вы конечно помните что произошло после Рождества Богомладенца Христа, как царь Ирод послал воинов, проливших невинную кровь тысяч младенцев. Святую Церковь мы таинственно называем Телом Христовым. События земной жизни Богочеловека Спасителя предзнаменовали и события в жизни Его Церкви как Тела Христова. Поэтому первые три века были временем жесточайших гонений на Церковь, когда кровь христианских мучеников пролилась по всей Римской империи .
Представим Церковь Христову как НЕУГАСИМУЮ ЛАМПАДУ. Эта чудесная лампада украшена Духом Святым, наполнена елеем Любви и Истины, затеплена благодатным огнем Веры. Со стороны может показаться, что этот огонь такой кроткий и беззащитный, кажется дунь на него и он погаснет. На это и расчитывали враги Церкви, воздвигая гонения. Но что мы видим : на Церковь устремляются одна, другая и еще множество разрушающих все на своем пути бурь, но ЧУДЕСНАЯ ЛАМПАДА НЕ ГАСНЕТ , И НИКОГДА НЕ ПОГАСНЕТ, потому что ее возжег Сам Бог.
Простой народ имел против христиан самые мрачные подозрения. Раз христиане молятся в потаенных местах, катакомбах, а не в храмах, раз не поклоняются языческим божествам - значит они безбожники. Если христиане уединяются в вечернее время не понятно для чего, значит они занимаются развратом. Если они пьют, как идет молва, чью-то кровь и едят чью-то плоть - значит они человеконенавистники, - такие немыслимые обвинения воздвигались на верных чад Божиих.
За эти подозреваемые злодеяния боги наказывают и еще неминуемо накажут всю империю, - так думал народ. Во всех бедах - засухе, наводнениях, эпидемиях, считали виноватыми христиан. Случился неурожай в стране : "Христиан - ко львам" - такой страшный приговор тут-же слетал с уст простых римских граждан . Случился в 64 году при императоре Нероне пожар в Риме, уничтоживший большую часть города - тут-же обвинили христиан , зашивали их в пропитанные смолой одежды и поджигали вместо факелов в городском парке при народных гуляниях . Таким образом, если бы дать волю простому темному народу, то история Церкви превратилась бы в уличную бойню. Но повсеместным расправам над христианами препятствовал тогда Римский закон, т.е. государство.
Обвинение на христиан принимались в судебном порядке, с обязательным присутствием обвинителя. Основное юридическое правило гласило : " где не выступает обвинитель, там не может быть и судебного процесса." На это народ шел не охотно, не всякий решался быть обвинителем, это накладывало особую ответственность. К тому-же, интеллигенция напоминала о гуманности Римского права и считала , что христианство само сабой разрушится и не стоит на него обращать столько внимания. То есть, бывало так, что судья мог знать где живут христиане, но пока нет обвинителя, то их не трогали. Со временем простой народ лучше узнавал христиан, видел в них незлобие и прекрасные черты жертвенности в помощи ближним. Так в начале 3-го века в Карфагене вспыхнула эпидемия моровой язвы.
Трупы умерших людей лежали по всему городу, заражая воздух. Казалось гибель всего города неминуема. В это время христианский епископ Киприан (будущий священномученник) призывает свою паству выйти на расчистку города от трупов. Многие из христиан при этом сами заразились и скончались, исполняя заповедь о любви к ближним, но город был спасен от погибели. Множество таких случаев привело к тому, что народ уже вставал на защиту христиан от гонений уже со стороны государства. Почему государство воздвигло гонения?
Дело в том, что в Римской империи все было подчинено интересам государства, и языческая религия в первую очередь. В языческих богов не только среди граждан , но и среди самих жрецов уже мало кто верил. Вера в богов, негласно, считалась признаком не развитости. Но так как языческая религия служила укреплению государства, то она всячески поддерживалась. И вдруг появляются христиане и говорят, что и Римская империя, и весь этот грешный мир погибнут, если не покаются. Христианство появилось в такое время и в империи с такими законами, что у него, рассуждая логично, просто не оставалось никакой возможности на существование.
Судите сами : христиане поклоняются Господу , который как преступник был казнен законным римским прокуратором Пилатом. Рим поддерживал все древние обычаи и был противником всего нового, а христианство выступило как религия с новыми заповедями. Закон запрещал проповедь иной веры среди римских граждан, а христианство распространялось проповедью по слову Спасителя : " Идите, научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ".
Рим мог принуждать к религии, а христианство считает, что это личное дело совести. Как гласит одно мудрое выражение : "христианство - это религия не для всех, а для каждого". Поэтому с начала второго века , со времени императора Траяна, христианство в Римской империи было признано запрещенной религией. Смертный приговор выносился за одно только признание себя христианином. Независимо от возраста, пола и положения в обществе. За веру в истинного Бога отдавали свои жизни и совсем еще молодые юноши и девушки, ваши ровесники. Так, история церковная и гражданская доносит до нас известие о семи юношах , в 250 г., при императоре Декии, приговоренных на казнь . Вход в пещеру , где юноши молитвенно готовились к подвигу страдания за Христа, засыпали камнями, так-что они оказались заживо погребены. Чудом Божиим эти юноши через 200 лет в царствование императора Феодосия Юнейшего вновь ожили, как-бы проснувшись от сна. Блистает в веках и подвиг мученичества за Христа юных дев Веры, Надежды и Любови, воспитанных в благочестии их матерью Софией.
Как уже было сказано выше, на юную Церковь Христову обрушились гонения с трех сторон : простого народа, интеллигенции и государства. Три воздушных бури устремились погасить лампаду Церкви. Но, о дивный промысл Божий ! Эти три силы на протяжении почти всего времени гонений не действовали одновременно. То народ враждовал, а интеллигенция и власти ослабляли его злобные порывы. То власти ополчились, а народ уже защищал. То интеллигенция объявила войну христианству, потому как уже из ее среды стали приобщаться Церкви. Только уже в начале 4-го века, незадолго до окончания эпохи гонений, при императоре Диоклетиане, все эти три силы слились воедино, но это уже был предсмертный натиск. Церковь Христова победно выдержала и это испытание. И РИМСКИЙ МЕЧ СКЛОНИЛСЯ ПРЕД КРЕСТОМ ХРИСТОВЫМ !!!
Прошли века, истинная православная вера распространилась во всю землю, по всем континентам. "Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их (Пс.18:5)" - эти пророческие слова Царя Давида, сказанные три тысячи лет назад о проповеди христианства, сбылись во всей точности. Самые обильные духовные плоды дала Русская земля. Русское православие совершило апостольское служение и в других странах, первым принесло ЧУДЕСНУЮ ЛАМПАДУ веры в Австралию, Южную и Северную Америку. Благодаря этим трудам и подвигам мы исповедуем здесь с вами православие и ныне собрались в этом живописном месте Америки на православный молодежный съезд при храме Новомучеников Российских.
Казалось бы, дикие гонения на христиан ушли уже в далекое прошлое, ушли безвозвратно. Но Русской Церкви вслед за Господом предстояло еще взойти на свою Голгофу. Возглавил этот Крестный путь Царь-мученик Николай и вся Царская Семья, пройдя от великолепных залов Зимнего Дворца до мрачного подвала Ипатьевского дома. Новые гонения, воздвигнутые богоборцами в России, своей чудовищностью затмили гонения Нерона и Диоклетиана. Настолько тяжкое испытание предстояло Русской земле, что о нем предупредила чад Божиих Сама Царица Небесная, явлением Державной иконы 2/15 марта 1917 года. Скорбный лик Богородицы, красная порфира, скипетр и держава в руках предсказали годину лютых гонений в нашем отечестве и отнятие Богоустановленной Царской власти. Но вместе с тем, Державный образ подал надежду, что Пресвятая Богородица не оставила Матушку-Россию и что Русская Голгофа принесет великий сонм Новомучеников.
В Петербурге при входе на Смоленское кладбище, где находится часовня св.Ксении Блаженной, восстанавливается сейчас храм в честь Воскресения Христова. Как на Теле воскресшего Спасителя остались следы крестных ран, так и на стене этого храма остались глубокие следы от расстрелов верных служителей Божиих, пострадавших от богоборцев. Не удалось сатанинским силам угасить Божию лампаду и на сей раз, кровь мучеников как и в древние времена стала семенем веры по слову церковного писателя 3-го века Тертуллиана. "Цвети Российского луга духовного в годину лютых гонений дивно процветшия"- воспела Русская Церковь впервые здесь, на Американской земле, в честь Новомучеников Российских в 1981 году. И Небо ответило на это прославление новым дивным чудом. Уже через год явилась Иверская Мироточивая икона Богородицы. Букет духовных земных цветов , встречен неземным цветочным благоуханием Мира. Хранитель этого Божьего чуда брат Иосиф Муньос почивает телом всего в 70-ти километров от нас, собравшихся в этом зале. Небесный ответ на земной подвиг Новомучеников напоминает нам, что ЧЕРЕЗ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ ЧЕЛОВЕК РАСЦВЕТАЕТ НА ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ ВЕЧНО ЦВЕСТИ В ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ.
Дорогие друзья ! Приведенные примеры из далекой и совсем недавней истории Церкви Христовой показывают нам , что слово Господа нисколько не зависит от времени . Когда Господь говорил Своим ученикам : "Создам Церковь мою и врата ада Ее не одолеют", - то Он уже увидел, что они так и не одолели . Но при этом , обратите внимание, что истинные христиане не сидели сложа руки, пока придет к ним помощь Божья, - они прежде всего сами совершали заповеди, шли на победный подвиг, а благодать Божественная уже содействовала им. Для силы Божией нужна точка приложения в нас. И ныне неугасимая лампада Церкви продолжает торжествовать НАД ВРЕМЕНЕМ . В кругу семьи, среди друзей, в счастливые минуты, когда мы просим время не бежать так быстро, пусть и в нас как светлая лампада не угасает Истина : по-настоящему постоянна на земле - только Божественная любовь. Если на этом фундаменте мы построим дом нашей жизни, в нем будет всем уютно и тепло, и даже в испытаниях, не покинет такой дом счастье.
Иеромонах Игнатий.
Февраль, 2017 год.