Семья, Малая Церковь

 Согласно Евангелию от Луки, на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения, Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Вот и наш молодежный сьезд приурочен к этому празднику, и на этом сьезде мы должны по новому встретитсья с Богом. По возможности по новому посмотреть на наши семьи, как на малую церковь.

Семья это совокупность близких родственников, живущих вместе, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Юридическая регистрация не создает семьи. Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей. Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

Принцип жертвенной любви есть главный постулат устроения подлинной семьи. Такой любви, когда не Я в центре мира, а тот, кого я люблю. Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом, и в котором один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, - это и есть малая Церковь.

Апостол Павел в своем послании пишет, что «как Христос глава Церкви, так и муж – глава жены»

Старец Паисий говорил: «Пусть муж научится слышать и слушаться Бога, и только тогда жена будет слушать мужа».

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «что муж и жена подобны рукам и глазам. Когда руке больно, то плачут глаза. Когда глаза плачут – руки утирают слёзы). У святителя Иоанна Златоуста христианская семья называется малой церковью. Понятно, что под церковью в данном случае подразумевается не храм, а образ того, о чём писал апостол Павел: Церковь есть тело Христово (Кол. 1: 24) Как любая семья имеет свои традицыонные уклады, как то: Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения), Традиции (переходящие из поколения в поколение), Правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни, Распорядок (установленный порядок в течении семейных дел, так и Церковь имеет свои Обычаи, Традиции и Правила.

Семья, при правильном, христианском взгляде на себя, позволяет человеку увидеть, что он весь словно с обнажёнными нервами: с какой стороны ни прикоснись – боль. Семья ставит человеку точный диагноз. А дальше – лечиться или нет – он должен решить сам. Семья вскрывает наши духовные болезни.

Как видим паралель что Церковь – это лечебница душ человеческих, в которой получает исцеление духовно поврежденный человек. Церковь призывает нас заново обрести самих себя, измениться.

Во многих семьях редко сейчас встретишь полное понимание между родителями. Часто нет общего согласия, общего понимания жизни и цели воспитания детей. Как тут говорить о семье как о «малой церкви»? Возможна ли она в наше время?

Особенно в свете теперешнего времени, когда в семье зачастую меняются понятия об исполнении своих прямых обязаностей между членами семьи. Жена, призваная Богом охранять домашний очаг и растить детей, исполняет главную роль в семье, финансвово обеспечивает семью, а муж порой лежа на диване, делает всю роботу по доме. И оправдания этому у них такие что каждый делает что может, но при этом забывают что каждый должен делать что ему данно от Господа и исполнять строго свою роль отведенную Богом при создании мужа и жены.

Дети же – это всегда бушующий народ, устраивающий забастовки, чего-то требующий и в чем-то нуждающийся.

Мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Мы призваны понимать трудности, с которыми они сталкиваются, должны сочувствовать им, когда в силу необходимости они умалчивают, скрывают свои убеждения, чтобы избежать конфликта. Но в то же время мы призваны развивать в детях понимание того главного, чего необходимо держаться. Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре — надо быть добрым! Можно спрятать крестик или иконку, но нельзя над ними смеяться! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о Нем как можно больше.

Церковь никогда не означала благополучия. В свой истории Церковь всегда переживала беды, соблазны, падения, преследования, разделения. Церковь никогда не была собранием только добродетельных людей. Даже самые близкие ко Христу двенадцать апостолов не были безгрешными подвижниками, не говоря уже о предателе Иуде! Апостол Петр в минуту страха отрекся от своего Учителя, сказав, что не знает Его. Другие апостолы спорили между собой о том, кто из них первый, а апостол Фома не поверил, что Иисус Христос воскрес. Но именно эти апостолы и основали Церковь Христову на земле. Христос избрал их не за добродетель, ум или образованность, но за их готовность все бросить, от всего отказаться, чтобы следовать за Ним. И благодать Духа Святого восполнила их недостатки.

Семья даже в самые трудные времена — это «малая церковь», если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни.

Любовь делает человека Богоподобным. Человек, имеющий в себе любовь, духовно объемлет всю тварь и создание. Но это уже происходит, когда человек победит грех и духовно выздоровеет. Мы должны также понимать, что наши отношения с Богом не являются отношениями чистого, безгрешного существа с Совершенным Богом, это надо иметь в виду, иначе мы легко можем уклониться в ложную восторженную радость, рождающуюся от эгоизма. Наши отношения с Богом можно еще уподобить отношениям детей со своим любящим отцом, и основой этих отношений должно быть чувство покаяния. Покаяние – это ощущение человеком того, что он преступил заповедь Божию, что этим он удалился от Бога и живет противоположно закону Божиему.

Когда человек почувствует свое удаление от Бога, тогда он начинает покаянно молиться Богу, и молитва эта – не только прошение человека о помиловании, но и об участии Бога в его семейной жизни, об участии Бога в его малой церкви. Несмотря на все наши немощи и недостатки, несмотря на то, что мы полагаем, будто нисколько не продвигаемся в духовной жизни, и даже видим, что мы духовно деградируем, что, подвизаясь, не видим никакого результата, мы всё равно остаемся в ограде Святой Церкви. Это происходит потому, что существует некое мистическое притяжение, направляющее нас, некая мистическая сила, сдерживающая нас, вопреки противоборству нашего врага и всем препятствиям, встречающимся нам в симейных отношениях и на каждом нашем шагу к Богу.



Архиепископ Софроний.

Февраль, 2021 год.